Гарантийный... Возврат Порядок

Государственное регулирование торговой деятельности в России (Харламова И.). Государственное регулирование торговой деятельности в российской федерации 1 государственное регулирование торговой деятельности

"Внешнеторговое право", 2007, N 1

Главным регулятором торговли всегда являлся рынок, где господствуют законы спроса и предложения. Однако в целом ряде случаев незаменимым оказывается государственное воздействие на процессы товарного обращения. Потребность в нем возникает хотя бы уже потому, что именно государство гарантирует защиту конкуренции, берет на себя защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение иных законных интересов общества. Но здесь важно определить пределы допустимого вмешательства в процессы, происходящие в экономике, в том числе в торговле, с тем чтобы не снизить эффективность рыночных механизмов регулирования. Эти вопросы и составляют существо проводимой в государстве торговой политики, которая является составной частью экономической политики и представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов, установленных законом. Она строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, и базируется на положениях Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Торговая политика реализуется в различных организационно-правовых формах с использованием экономических и административных методов воздействия на субъекты торговой деятельности и порядок ее осуществления. Основными принципами государственного регулирования торговой деятельности при этом являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников торговой деятельности;
  2. равенство и недискриминация участников торговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  3. единство экономического пространства РФ;
  4. защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  5. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования торговой деятельности;
  6. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования торговой деятельности;
  7. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов в торговую деятельность и нанесения ущерба участникам торговой деятельности и экономике РФ;
  8. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  9. обеспечение государственных нужд;
  10. единство системы государственного регулирования торговой деятельности при разграничении компетенции органов государственной власти РФ, субъектов и органов местного самоуправления;
  11. единство применения методов государственного регулирования торговой деятельности на всей территории РФ;
  12. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих права и законные интересы участников торговой деятельности.

Государственное регулирование по своей направленности может носить стимулирующий и ограничительный характер. Первое может быть связано с устранением экономических и административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, развитием инфраструктуры товарного рынка, введением налоговых льгот, созданием благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Второе может заключаться в установлении количественных ограничений присутствия на товарном рынке, импорта товаров, установлении разрешительного порядка осуществления отдельных видов деятельности и пр. В этих целях используются различные правовые инструменты государственного воздействия на торговые правоотношения: нормы и нормативы, квоты и лимиты, коэффициенты.

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду многочисленных злоупотреблений в вопросах ценообразования и обеспечения качества товаров. Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности в отсутствие эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Он реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

В зависимости от времени его осуществления можно выделить предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль реализуется на этапе создания торгового предприятия, решения вопроса о возможности выдачи ему разрешения на занятие определенным видом деятельности или выпуска в обращение товаров. Так, налоговые органы принимают решение о выдаче лицензии на осуществление оптовой торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, оценивают соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, а также отдельные виды продукции, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств), и отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ.

Текущий контроль осуществляется в процессе осуществления торговых операций. В частности, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции, ее хранения, перевозки, реализации и утилизации. Последующий контроль осуществляется после совершения торговых операций (после уплаты налогов и т.п.).

Для реализации своих контрольных полномочий органы государственной власти могут использовать различные методы, среди которых особое распространение получили проверки деятельности субъектов торговли на предмет ее соответствия установленным требованиям и условиям и запросы необходимых объяснений и документов. Результаты проводимых мероприятий облекаются в правовую форму акта, среди которых следует различать:

  1. акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, которые составляются по результатам любых проверок и отражают предмет и объемы исследования, а также методы, использованные в ходе их проведения;
  2. предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения, и устанавливающие сроки их устранения;
  3. решения, направленные на пресечение выявленных нарушений. Так, органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов вправе принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ее хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  4. предупреждения о недопустимости определенных форм поведения. Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" направление лицензиату предварительного письменного предупреждения предшествует принятию решения об аннулировании лицензий. В нем указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Таким образом, следует признать, что вмешательство государства в осуществление торговой деятельности является не только возможным, но и необходимым для защиты интересов как участников товарного рынка, так и общества в целом.

Т.А.Батрова

кафедры государственно-правовых

и гражданско-правовых дисциплин

Рязанского филиала МосУ МВД России

Лекции

по дисциплине:

«УЧЁТ В ТОРГОВО-СНАБЖЕНЧЕСКИХ И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Специальность 080502 – Экономика и управление на предприятии АПК

Лесниково 2012

Тема 1 Основы организации бухгалтерского учёта на предприятиях торговли.

1 Государственное регулирование торговой деятельности.

2 Нормативные документы, регламентирующие торговую деятельность. Характеристика Федерального закона о торговой деятельности.

Государственное регулирование торговой деятельности.

Торговая деятельность в Российской Федерации регулируется действующим федеральным законодательством, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а также многочисленными специальными правилами.

Государственное регулирование в сфере торговой деятельности определяется следующими основными направлениями :

1) Контроль за внутренними и внешними рынками – защита со стороны государства отраслей российской экономики, отдельно хозяйствующих субъектов, и населения при осуществлении внешней торговли, а также путем ограничения монополистической деятельности;

2) Аттестация предприятий торговли – обследование соответствия возможности юридических и физических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере торговли и общественного питания.

Аттестации подлежат хозяйствующие субъекты, осуществляющие стационарную розничную торговлю, производство и реализацию продукции общественного питания, за исключением мелкорозничной передвижной и переносной сети (под нестационарными торговыми объектами понимаются торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов т. е. киоск-ларек - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения (площадью до 10 кв. м), павильон – то же (площадью 10-50 кв. м), палатка – временное помещение из ткани, пленки или других материалов, помещение контернейного типа , автофургон – грузовой автомобиль с крытым кузовом, прилавок, лоток – стол, отделяющий продавца от покупателя, используемый для показа и отпуска товаров.



3) Сертификация торговой деятельности . Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации» розничная торговля отнесена к услугам, сертифицируемым в обязательном порядке наряду с услугами по изготовлению и реализации кулинарных и кондитерских изделий, услугами общественного питания и другими услугами бытового обслуживания населения.

Целью обязательной сертификации любой услуги является подтверждение ее соответствия обязательным требованиям по безопасности жизни, здоровья и имущества потребителя. Срок действия сертификата устанавливается не более, чем на 3 года.

Лицензирование отдельных видов деятельности . В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды торговой деятельности:

Распространение пиротехнических изделий;

Оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными изделиями;

Деятельность по реализации зерна, продуктов его переработки для государственных нужд;

Распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

Реализация продуктов антиквариата;

Распространение и ремонт контрольно-кассовой техники;

Распространение экземпляров фонограмм любых видов носителей;

Оптовая реализация спирта и алкогольной продукции;

Деятельность по содержанию нефтебаз, автозаправочных станций;

Розничная торговля грузовыми автомобилями и специальными автотранспортными средствами;

Реализация подакцизных товаров;

Оптовая реализация минеральной и питьевой воды и др.

На федеральном уровне лицензируется в основном оптовая торговля отдельными видами товаров, а лицензирование розничной торговли производится органами местного управления.

4) Использование контрольно-кассовых машин при расчетах с населением. Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» установлено, что предприятия независимо от формы собственности и индивидуальные предприниматели при проведении денежных расчетов с населением обязаны применять контрольно-кассовые машины. Перечень случаев, в которых допускается проведение денежных расчетов без использования контрольно-кассовых машин, утвержден постановлением Правительства РФ для организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

5) Порядок ведения кассовых операций. Основными документами, регулирующими порядок ведения кассовых операций, являются:

Указ Президента «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»;

Письмо Центрального Банка России «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

Указание Центрального Банка России «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами»;

Инструкция Центрального Банка России «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

Положение Центрального Банка России «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»;

Постановление Государственного комитета по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций и по учету инвентаризации».

7) Разработка правил осуществления розничной торговли. Порядок осуществления розничной торговли определяется Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ. Ответственность за нарушение правил торговли установлена Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» (предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

8) Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в основном на продукцию естественных монополий. Органами исполнительной власти осуществляется государственное регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукты детского питания. В отношении прочих товаров торговые организации в праве применять любые торговые надбавки, руководствуясь конкурентоспособностью на местном потребительском рынке.

Вконтакте

Одноклассники


1. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) определение порядка организации торговой деятельности;

2) определение требований к осуществлению торговой деятельности;

3) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;

4) техническое регулирование в области торговой деятельности;

5) государственное регулирование цен или наценок на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6) информационное обеспечение в области торговой деятельности;

7) защита государством прав и законных интересов продавцов и покупателей, в том числе путем реализации мер социальной помощи малоимущим и другим льготным категориям граждан;

8) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением продавцами требований настоящего Федерального закона.

2. Не допускаются иные методы государственного регулирования торговой деятельности.

Антимонопольные требования к осуществлению торговой деятельности

1. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает продовольственный товар, в границах городского округа или муниципального района для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли продовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю непродовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает непродовольственный товар в границах субъекта Российской Федерации, для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли непродовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах субъекта Российской Федерации превышает пятнадцать процентов.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю медицинскими товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает медицинские товары, в границах городского округа или муниципального района для их последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли этими товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

3. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не превышает пятнадцати процентов, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи случаев.

4. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта (группы лиц) из нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц), если:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов в менее чем три процента;

2) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента;

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого их которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничном товарообороте медицинскими товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле медицинскими товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента.

5. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, устанавливает антимонопольный орган. Порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, утверждается Федеральным антимонопольным органом.

9. Доля хозяйствующего субъекта в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не должна превышать тридцати пяти процентов. Увеличение данного размера доли возможно только если при этом не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, продажа товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате увеличения занимаемого размера доли.

10. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе передавать в собственность, пользование или владение недвижимое имущество, включая земельные участки, хозяйствующему субъекту, имеющему долю в размере тридцати пяти процентов в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ только после получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение такой сделки.

Государственное регулирование – система мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, применяемые государственными органами управления. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.

Система государственного регулирования торговли включает цели, задачи, принципы, функции, методы, формы и инструменты.

Цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования – обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и экономический рост страны в целом.

Ключевые цели государственного регулирования торговли:

Обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;

Создание единого правового поля (единых правил игры) для предприятий и физических лиц всех форм собственности;

Защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, а торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, - выполнять законы Республики Беларусь «о защите прав потребителя» и «О торговле»;

Обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;

Регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.

Задачами государственного регулирования являются поддержание стабильности потребительского рынка и обеспечение его социальной направленности.

Главные задачи государственного регулирования торговой деятельности:

Установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне;

Создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны. Государство стимулирует собственного производителя и разрабатывает меры по защите отечественного рынка;

Проведение государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли с соответствии с требованиями перспективного развития сферы торгового обслуживания;

Стимулирование торговой деятельности при помощи государственного субсидирования, льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направлений торгового обслуживания населения;

Сбор информации, разработка прогнозов относительно поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу;

Инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и физическими лицами независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг, с тем чтобы обеспечить безопасность населения (включая экологическую), гарантировать получение добротных товаров и услуг.

Методы государственного регулирования торговли классифицируются на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия осуществляются с использованием средств административного и экономического влияния, они основываются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами.

Основные формы государственного регулирования торговли:

Институциональная – проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ);

Программная – рассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации);

Денежно-кредитная – подразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа);

Налоговая – осуществляется при помощи налоговых ставок и налоговых льгот;

Лицензирование – предполагает получение от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности.

Государственный заказ, налоговая политика, бюджетная политика, кредитная политика, антимонопольное законодательство, квотирование и дотация производства как основные инструменты регулирования.

Государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Кредитная политика - система денежно кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

КВОТИРОВАНИЕ - разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров.

Дотации производства -денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

1. Основными принципами государственного регулирования торговли

являются:

1.1. соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей на осуществление торговли;

1.2. недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров;

1.3. приоритет экономических мер государственного регулирования торговли;

1.4. обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров;

1.5. обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров;

1.6. ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;

1.7. защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.

2. Государственное регулирование торговли и общественного питания

осуществляется посредством следующих мер (форм ):

2.1. определение и реализация государственной политики;

2.2. лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

2.3. техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия

требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

2.4. установление требований к организации и осуществлению торговли и общественного питания;

2.5. установление требований к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров;

2.6. введение ограничений и (или) запретов на осуществление торговли и общественного питания, в том числе отдельными товарами;

2.7. ценообразование в области торговли и общественного питания;

2.8. защита конкуренции в области торговли и общественного питания;

2.9. содействие развитию торговли и общественного питания;

2.10. информационное обеспечение субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей;

2.11. установление нормативов государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания;

2.12. осуществление контроля в области торговли и общественного питания.

35органы, осуществляющие контроль и регулирование торговой деятельности :

Министерство торговли (осуществляет контроль)

Областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные

комитеты на территории соответствующей административно-территориальной единицы в

области торговли (осуществляет контроль)

Городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты на

территории соответствующей административно-территориальной единицы в области

торговли (регулируют торговую деятельность)

36. Направление и тенденции развития торговли РБ. Торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами - товары, а также связанные с их продажей работы и услуги. Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

Сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров; лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством; квотирование поставок товаров; формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения.Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита. В целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавли­вает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.

Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.1. Увеличивается доля частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес потребительской кооперации в товарообороте. Более трети всего розничного товарооборота составляет реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется на основании данных обследования домашних хозяйств.2. Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и об­щественного питания также возрос.3. Наблюдается рост общего объема розничного товарооборота и розничного товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.4. Опережающими темпами растет розничный товарооборот по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения. 5. Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.6. Изменяется распределение розничного товарооборота между городом и селом за счет возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного веса сельского населения в численности населения республики. В Республике Беларусь за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сельского населения.

В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет: ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения; совершенствования типизации, специализации торговой сети; открытия дополнительных мини-магазинов; развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов; восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах; формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами.

Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь: развитие:- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;- инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;- науки, технической и технологической политики; реформирование собственности и совершенствование управления; совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли; государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли; развитие кооперативной торговли.

Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее: универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса; развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;

Создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов; формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности; создание сети дисконтных магазинов; выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров; формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает: развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар; создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий); развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы; типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности; дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы.

37. Понятие и основные элементы хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм предприятия – это совокупность форм, методов и инструментов управления, под воздействием которых осуществляется хозяйственная деятельность и достигаются текущие и стратегические цели. Хозяйственный механизм включает 3 составляющих его суть подсистемы: планирования, экономических рычагов и стимулов, управления. Каждая из подсистем имеет 4 уровня: государственный, отраслевой, региональный, предприятия. С учетом того какая подсистема и какой уровень формируется тип экономики. Командно-административный, рыночный. Воздействие государства различно по методам, объемам сфер деятельности.