Гарантийный... Возврат Порядок

Классификация технико экономической и социальной информации. О разработке, ведении, изменении и применении

Классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации имеют различные сферы действия:

· Отраслевые классификаторы - действительны в рамках отрасли народного хозяйства.

· Региональные классификаторы - действительны для одного региона (республики, города, области).

· Общероссийские классификаторы (ОК) ─ действительны для всех ИС Российской Федерации.

· Международные классификаторы.

· Локальные классификаторы - действительны в рамках одной ИС.

Общероссийские классификаторы применяются в обязательном порядке при обмене информацией между информационными системами и информационными системами федерального уровня, а также при обмене информацией с информационными системами других регионов Российской Федерации. Общероссийские классификаторы имеют приоритетное применение. Разработка и использование иных классификаторов допускается, если приведенные выше классификаторы недостаточны по объему классифицируемых множеств и (или) признаков классификации. При этом в них возможно использование выборок из общероссийских классификаторов, перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими объектами и (или) признаками классификации.

Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее именуются ─ учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российским статистическим агентством и Министерством экономики Российской Федерации

Наиболее часто используемые ОК:

ОКАОТО ─ объектов административно-территориального деления; ОКВ ─ валют; ОКДП ─ видов экономической деятельности, продукции и услуг; ОКДПТР ─ профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; ОКЕИ ─ единиц измерения; ОКИН ─ информации о населении; ОКОГУ ─ органов государственной власти и управления; ОКОНХ ─ отраслей народного хозяйства; ОКОПФ ─ организационно-правовых форм; ОКОФ ─ основных фондов; ОКП ─ продукции; ОКУД ─ управленческой документации;


Штриховое кодирование

Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины. Информацию несут относительные ширины светлых и темных полос и их сочетания, при этом ширина этих полос строго определена. Темные полосы называют штрихами, а светлые - пробелами.



По своей структуре штрих-код представляет прямоугольную область, заполненную горизонтальными штрихами, из которых, с помощью специальной аппаратуры можно считать закодированные цифры. В штриховом коде не содержится никакой дополнительной информации, кроме регистрационного номера предприятия и номера товара.

Штриховые коды UPC и EAN получили наиболее широкое распространение для кодирования товаров в производстве и торговле. Первый из них представляет стандарт кодирования, принятый в США, второй - в Европе. Однако в ходе внедрения систем кодирования в практику идентификации товаров коду EAN (European Article Number) отдается предпочтение. Сходство кодов UPC и EAN заключается в том, что в них используется для кодирования один и тот же набор знаков: цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов.

Особенностью этих кодов является то, что в них применяются кодовые слова фиксированной длины. Наибольшее распространение в торговле за рубежом получили 13-и 8-разрядные коды EAN.

Основным принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры кода должны удовлетворять специальным стандартам EAN, с учетом которых создаются и используются соответствующие технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов.

Первые 2-3 цифры - префикс национальной организации;

4 следующие цифры - это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;

следующая группа цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия;

последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати. Контрольное число вычисляется по определенному алгоритму. Оно отражает последовательность всех значений знаков кода.

Ошибочным является мнение о том, что по штриховому коду можно определить страну-производителя. Штриховой код несёт информацию только о том, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие.



Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции.

Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).

Наибольший опыт использования штриховых кодов за рубежом и в определенной мере в России накоплен в производстве и торговле товарами народного потребления, где наибольшее применение имеет код EAN, в ассоциацию которого входят уже более 30 стран, включая Россию.

Классификатор технико-экономической и социальной инфор­мации - документ, содержащий систематизиро­ванный перечень кодов и наименований объектов классификации и классификационных группировок, разработанный и утвер­жденный в установленном порядке, обязательный для примене­ния на различных уровнях управления.

Понятие “Классификатор технико-экономической информации” существовало и в Советском Союзе как элемент Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) . В рамках данной системы были созданы взаимоувязанные общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и республиканские классификаторы, а также классификаторы предприятий. При этом только общесоюзных классификаторов насчитывалось не менее 24. Среди них можно упомянуть:

· общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП);

· классификатор Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

· общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

В настоящее время в Российской Федерации, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения, разрабатываются классификаторы следующих категорий:

· общероссийские (ОК);

· отраслевые;

· предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.)

По статусу утверждения и области применения классификаторы приравниваются соответственно к государственным и отраслевым стандартам, а также к стандартам предприятий.

Общероссийские классификаторы утверждает Госстандарт России. Их применение является обязательным при обмене информацией между системами управления государственного уровня и при заполнении унифицированных форм документов, установленных государственными органами и имеющими меж­отраслевое применение.

Отраслевые классификаторы, как и отраслевые стандарты, действуют в рамках утвердившей их отрасли (министерства, ведомства) при заполнении отраслевых документов, а классификаторы предприятий - в рамках утвердивших их предприятий (объединений, ассоциаций и др.). В качестве классификаторов предприятий могут служить выборки из общероссийских и отрасле­вых классификаторов.

В России действует более 30 общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ). Некоторые из них указаны в Приложении 4.

ОКТЭИ используются в качестве единых машино-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТН ВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции.

Шесть общероссийских классификаторов (ОКДП, ОКЗ, ОКС, ОКВ, ОКЕИ, ОК ТН ВЭД) полностью соответствуют международным классификациям или стандартам.

Так, общероссийский классификатор стандартов (ОКС) является результатом прямого применения Международного классификатора стандартов, утвержденного ИСО в 1996 г., и полностью соответствует Межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96. Объектами классификации являются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, а также указателей стандартов и других нормативных документов по стандартизации, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, библиотеках и т. д.

В ОКС принят иерархический метод классификации. Длина кодового обозначения - семь знаков, алфавит кода - цифровой. Структура кода ОКС приведена на рис. 4.1.

В общероссийском классификаторе единиц измерения (ОКЕИ) объектами классификации являются единицы измерения, ис­пользуемые в различных сферах деятельности. В ОКЕИ семь групп единиц: длины, площади, объема, массы, технические, времени, экономические.

ОКЕИ содержит два раздела и два справочных приложения.

Раздел 1 -- «Международные единицы измерения, включенные в ЕСКК» - сформирован на базе международной классификации единиц измерения, содержащейся в рекомендации «Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле» Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация №20 РГ 4 ЕЭК ООН). Он включает наиболее употребительные в Российской Федерации единицы измерения. Оставшиеся вне его единицы измерения из указанной международной классификации вынесены в справочное приложение А.

Раздел 2 - «Национальные единицы измерения, включенные в ЕСКК» - включает дополнительные национальные единицы измерения, отсутствующие в международных классифи­кациях.

Длина кодового обозначения - три знака, алфавит кода - цифровой. В классификаторе использована серийно-порядковая система кодирования.


Пример записи одной позиции из раздела 1 классифи­катора ОКЕИ приведен на рис. 4.2.

Существенной переработке из-за перехода страны к рыночной экономике подверглись ОКУД, ОКП, ОКОФ (основных фондов), ОКИСЗН.

Из-за прекращения централизованного планирования и управления экономикой в общероссийском классификаторе продукции сохранена лишь классификационная часть с шестиразрядным кодовым обозначением каждой позиции, а при необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции министерства (ведомства) могут создавать отраслевые классификаторы продукции, в которых в качестве первых шести знаков должны использоваться коды ОКП.

Классификаторы ОКПО, ОКОГУ, ОКЭР, ОКСО, ОКУН, ОКПДТР (см. Приложение 4) сохранили свое функциональное назначение с учетом доработки применительно к территории России, структуре ее системы управления.

Классификатор ЕСКД - единственный, который принят в качестве общероссийского без переработки.

Состав классификаторов будет расширяться по мере дальнейшего совершенствования процесса экономического развития страны и ее последовательной интеграции в мировую экономику.

Существенное отличие от ранее действующего порядка по ведению общесоюзных классификаторов - основным средством ведения общероссийских классификаторов и обеспечения взаимодействия с абонентами является информационно-вычислительная сеть статистики. Поэтому значительно повышается роль территориальных органов статистики, которые осуществляют информационное обслуживание абонентов своего региона.

Состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их в актуальном состоянии (ведению) путем внесения изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения регламентированы комплексом государственных стандартов под общим названием -Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социаль­ной информации (ЕСКК ТЭИ).

Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:

· упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления;

· создание комплекса классификаторов, необходимых для решения задач органами управления различного уровня;

· максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией;

· обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;

· обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются экономические и социальные объекты и их свойства, информация о которых необходима для решения управленческих задач.

Примерный состав основных работ, предусмотренных ЕСКК ТЭИ, представлен на рис. 4.3.

Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677
"Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"

4 августа 2005 г., 23 ноября 2006 г., 8 декабря 2008 г., 2 сентября 2010 г., 15 июня, 18 сентября 2013 г., 15 марта 2017 г.

Федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов по перечню согласно приложению .

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Положением .

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст.5434).

Положение
о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации в социально-экономической области
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.2005 N 493 ,

от 08.12.2008 N 917 , от 15.06.2013 N 506 ,

от 18.09.2013 N 817 , от 15.03.2017 N 301)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2008 N 917 , от 15.06.2013 N 506 , от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2005 N 493)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.2005 N 493 , от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.2005 N 493 , от 15.06.2013 N 506 , от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2005 N 493)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство экономического развития Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, Общероссийского классификатора экономических регионов, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2008 N 917 , от 18.09.2013 N 817)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство образования и науки Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора специальностей по образованию, Общероссийского классификатора специальностей высшей научной квалификации и Общероссийского классификатора начального профессионального образования;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2005 N 493)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора занятий и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации являются необходимой составляющей работ в таких областях деятельности, как статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, транспорт, торговля, внешнеэкономическая деятельность.

Указанные работы осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов хозяйственной деятельности. Например, с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле должны быть стандартизированы требования к их штриховому кодированию как условия информационного обеспечения деятельности торговых организаций.

Главный результат работ по ЕСКК (единая система классификации и кодирования) - создание классификаторов ТЭСИ - официальных документов, представляющих собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области ТЭСИ. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятия.

Основные положения по ЕСКК ТЭСИ установлены Правилами по стандартизации (ПР 50-733-93).

Согласно ФЗ РФ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения являются составляющими национальной системы стандартизации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы или ОК) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию (за исключением самих стандартов) в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. ОК обязательны для исполнения, поскольку используются для обмена информацией между различными отраслями.



Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

В практической деятельности товароведов, инженеров-технологов пищевых производств большой интерес представляют Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), рассмотрим их.

1. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

В настоящее время создан общероссийский классификатор стандартов, который соответствует Международному классификатору стандартов (МКС), утвержденному ИСО и рекомендованному к применению в странах-членах ИСО, и Межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС)001-96. Объектами классификации являются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей межгосударственных и национальных стандартов и других нормативных документов по стандартизации, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, библиотеках и т.д.

В ОКС принят иерархическим методом классификации. Длина кодового обозначения – 7 знаков, алфавит кода – цифровой.

Структура кодового обозначения имеет следующий вид:

Класс Группа Подгруппа

В ряде случаев для обеспечения точности индексирования нормативных документов и облегчения их поиска классификационные группировки содержат помеченные звездочкой, обозначающей пояснения и ссылки на коды других классификационных группировок.

Например,

55.180.01 Размещение грузов для перевозок в целом.

65.020.30 Животноводство и селекция животных.

Работа по систематической централизации информации о состоянии фонда стандартов была начата в 1940 году, когда был основан ежегодный указатель «Государственных стандартов» и ежемесячный информационный указатель стандартов (ИУС). Эти издания позволяют выполнять поиск необходимых стандартов. В указателе Государственных стандартов все стандарты располагаются по классам, группам и подгруппам в соответствии с классификатором. Указатель содержит все стандарты, действующие по состоянию на 1-ое января нового года. Текущая информация по обновлению фонда государственных стандартов отражается в ИУС, который содержит перечень вновь принятых, измененных и отмененных стандартов.

Информация о введении нового стандарта должна пройти в ИУС не менее, чем за 6 мес до начала срока действия. Размещение их в ИУС аналогично указателю Государственных стандартов, то есть по разделам, классам и группам.

Например, запись в ИУС вновь введенного стандарта:

67.100.10 Мороженое молочное, сливочное и пломбир. -

Р 52175-2003 Введен впервые; Введ.01.01.2005 с правом досро-

чного применения; Н 17; Б3ю6-2003/100

Milk ice, ice-cream and plombir. Specificatoin.

Информация об изменениях, принятых к действующим стандартам, задается в информационном указателе (ИУС) в виде таблицы, поиск необходимых стандартов в которой выполняется по индексу класса.

Аналогично публикуется бланком заказа, содержащим перечень стандартов, имеющихся в наличии. На основании заявок от предприятий на тот или иной документ уточняется в целом тираж издания стандартов.

2) Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО).

Объектами классификации в ОКПО являются предприятия, организации и объединения независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские учреждения, общественные объединения и другие юридические лица, проходящие государственную регистрацию на территории РФ, а также полные товарищества, филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения предприятий и организаций.

В ОКПО использована порядковая система кодирования. Длина кодового обозначения – 7 знаков, которыми можно закодировать до 10 млн объектов, и контрольное число, алфавит кода – цифрjвой.

В качестве дополнительных признаков (фасетов) для позиций классификатора включены пятизначные коды органов государственного управления и общественных организаций, которым подчинены предприятия (организации), 11-значные (7- или 4-значные) коды территорий, на которых расположены эти объекты и 5-значные коды отраслей народного хозяйства.

Например,

3) Общероссийский классификатор продукции (ОКП) разработан и введен взамен классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции. Он представляет собой свод кодов и наименований группировок продукции, по-строенных по иерархической системе классификации.

Полный классификатор продукции состоит из 2-х частей: классификационной и ассортиментной. Код классификационной части записывается в соответствии с ОКП, ассортиментной – на основании отраслевых классификаторов продукции. Вторая часть кода необязательна, она вводится при необходимости отражения конкретных видов, марок, сортов, наименований, моделей продукции или ее других отличительных характеристик, например, вид тары для упаковки и ее объем. Классификационная часть включает 6 позиций кода, ассортиментная – 4 позиции. Таким образом, полный код состоит из 10 позиций.

Классификационная часть, собственно ОКП, предусматривает деление продукции по наиболее значимым экономическим и техническим признакам. В ОКП предусмотрена 5-тиступенчатая иерархическая классификация, обозначение ступеней выполняется арабскими цифрами. На первой ступени располагаются классы продукции, на второй – подклассы, на третьей – группы, на четвертой – подгруппы, на пятой – виды.

Коды 2-5 разрядных группировок продукции дополняются нулями. При записи ОКП между 2-ым и 3-им разрядами делается интервал.

ХХ Х Х Х Х

вид подкласс группа подгруппа вид

Каждая позиция ОКП включает 6-тизначный цифровой код, записанный с учетом названных правил, контрольное число и наименование группировки продукции. Например,

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращенную форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:

Опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование,

Предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращенного наименования, отделяют косой чертой.

Например:

91 6160 8 Консервы /детского и диетического питания;

91 6161 3 - гомогенизированные;

91 6162 9 - протертые;

91 6163 4 - нарезанные кусочками;

91 6164 9 - овощные

Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.

Вся пищевая продукция, согласно ОКП, входит в классы 91 "Продукция пищевой промышленности" и 92 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности".

Например, в классе продукции 91 0000 выделяют подкласс 9 – продукция чайной, соляной, табачно-махорочной промышленности и производственно-пищевых концентратов – 91 9000. В подкласс 9 класса 91 включены следующие группы продукции:

1 – продукция чайной промышленности (91 9100)

2 – продукция соляной промышленности (91 9200)

3 – продукция табачной промышленности (91 9300)

4– первые и вторые блюда – пищевые концентраты (91 9400)

5 – сладкие блюда, полуфабрикаты мучных изделий и молочные концентраты (91 9500)

6 – продукты из кукурузы и других видов зерна и отходов их производства (91 9600)

7 – сухие продукты для детского, диетического и лечебно-профилактического питания и отходы их производства (91 9700)

8 – напитки сухие – концентраты (кофейные, чайные, кофе, цикорий, сухой квас) и отходы их производства (91 9800)

9 пряности пищевкусовые, приправы и добавки – концентраты и отходы их производства (91 9900)

Внутри группы выделяют подгруппы. Например, в группе 8 подкласса 9 класса 91 (91 9800) выделяют следующие подгруппы:

1 – кофе натуральный (91 9810);

2 – напитки чайные и ароматизированные (91 9820);

3 – напитки/ кофейные (91 9830);

4 – цикорий / (91 9840) и т.д.

Внутри подгруппы выделяют виды продукции. Например, в подгруппе 4 группы 8 подкласса 9 класса 91 (91 9840) выделяют следующие виды продукции:

1 – растворимый (91 9841);

2 – жареный (91 9842);

3 – сушеный (91 9843).

В настоящее время ОКП как национальный классификатор сосуществует с внешнеторговым классификатором, введенным в нашей стране в 1991г. в качестве основы таможенного тарифа – Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для увязки группировок ОКП и ТН ВЭД используется справочный инструментарий – «переходные ключи», которые представляют собой таблицы, где по каждому наименованию продукции параллельно даются коды по каждому классификатору.

Коды ОКП на виды и наименования продукции проставляются в следующих документах:

ТР (стандартах) на продукцию любых категорий;

Технических документах (ТУ) на продукцию;

Технологических инструкциях;

Рецептурах;

Каталожных листах на новые виды продукции, учитываемых в центрах стандартизации и метрологии;

Каталожных листах на продукцию для составления каталогов товаров, выпускаемых в России;

Сертификатах соответствия.

Вся информация о принятии, отмене, замене и дополнении общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом в специальных изданиях «Государственные стандарты», и ежемесячном информационном указателе стандартов (ИУС).

Составной частью ЕСКК, в частности Общероссийского классификатора продукции, является каталогизация продукции.

Каталогизация продукции

Каталогизация продукции - процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием. В основу каталогизации положены работы по классификации, кодированию и идентификации. Каталогизация - одна из разновидностей информационной технологии. Информационное обеспечение в области управления номенклатурой товаров требуется специалистам всех уровней и звеньев хозяйства для обоснованного принятия управленческих, коммерческих и технических решений.

Существующая в настоящее время Федеральная система каталогизации продукции для государственных нужд (ФСК) решает следующие задачи: однозначная идентификация предметов снабжения за счет единых стандартных правил описания; сбор, регистрация и хранение информации; выявление взаимозаменяемых, дублирующих и устаревших видов продукции; информационное обслуживание пользователей ФСК.

В результате каталогизации создаются каталоги продукции, реализуемые в виде автоматизированных банков данных. Каталоги могут создаваться как перечни продукции, выпускаемой предприятиями региона, либо продукции определенного назначения (группа однородной продукции).

Выпуск каталогов в рамках ФСК пока еще не может удовлетворить потребности коммерческих организаций в справочных изданиях. В условиях пока существующего информационного вакуума в области данных о выпускаемой продукции (имеются в виду прежде всего ее показатели качества) большую активность проявляют отдельные негосударственные организации, которые выпускают издания типа каталогов - бюллетени «Бизнес-карта», «Рынок сбыта», «Реестр поставщиков». Главный недостаток этих изданий - отсутствие стандартизированного описания продукции (однотипная продукция описывается различным набором показателей, что затрудняет проведение сравнительного анализа и оценки ее качества). Кроме того, многие из них не обеспечивают полноту сведений о выпускаемой продукции, базируются на устаревших данных, выпускаются эпизодически.

Каталожный лист (КЛ) - является обязательным приложением к проектам ТУ, представляемым на регистрацию в ЦСМ. Этот лист представляет собой машинно-ориентированный документ, включающий коды ЦСМ, предприятия - изготовителя продукции. Таким образом, ЦСМ, регистрируя ТУ, могут на основе каталожных листов формировать каталоги продукции своего региона. Федеральный центр каталогизации Госстандарта России, получая информацию от ЦСМ, может собрать банк данных по группе однородной продукции и сформировать государственный каталог.

Концентрируемые в каталогах сведения о номенклатуре и показателях качества продукции одного назначения - ценный материал для последующего совершенствования стандартов на конкретную продукцию.

Велика роль каталогов в организации коммерческой деятельности. Через каталог изготовитель рекламирует свою продукцию. С помощью каталогов может осуществляться процедура электронного маркетинга - взаимный обмен информацией с использованием машинно-ориентированных форм между изготовителями, распределителями и потребителями продукции.

Итак, организационная структураФСК включает три звена:

1) изготовитель, составляющий КЛ в качестве приложения к проекту ТУ;

2) ЦСМ, который принимает КЛ при регистрации проекта ТУ, обобщает информацию о выпускаемой продукции в масштабах региона и выпускает каталоги по группам однородной продукции, т. е. формирует региональную базу данных «Продукция региона»;

3) Федеральный центр каталогизации Госстандарта России, который принимает информацию из ЦСМ, обобщает информацию о выпускаемой продукции в масштабах страны и формирует федеральную базу данных «Продукция России».

Характеристика каталожного листа продукции. КЛ представляет собой машинно-ориентированный документ, содержащий единый набор реквизитов, позволяющих получить сведения о конкретной продукции: наименовании, обозначении, предприятии-изготовителе, нормативном документе (ТУ, ТИ, чертеж и др.), в соответствие, с требованиями которого ее поставляют, а также о ее основных потребительских характеристиках.

В число реквизитов КЛ входит «КодОКП», позволяющий систематизировать всю продукцию по классификационным группировкам, что значительно облегчает поиск и аналитиче­скую обработку информации об однородной продукции.

Реквизит «Код КГС (ОКС)» - это код классификатора государственных стандартов, обеспечивающий возможность поиска нормативных и технических документов и отвечающий на соответствующие запросы пользователей, которых интересует не только наличие технических условий на конкретную продукцию, но и наименование, и адрес держателя подлинника документа.

Код предприятия-изготовителя по ОКПО обеспечивает идентификацию конкретного предприятия, наименование, адрес и средства связи которого представлены в виде реквизитов каталожного листа.

В КЛ указываются также даты введения в действие нормативного или технического документа и начала выпуска продукции. Последняя позволяет потребителю сориентироваться, как давно выпускается продукция, либо заранее узнать о том, что продукция будет выпускаться в ближайшем будущем.

Реквизит «Характеристика продукции» содержит сведения о назначении продукции, области ее применения, а также основные потребительские характеристики в количестве не более десяти, что вполне достаточно для идентификации конкретных типов, марок, исполнений и т.д.

Номенклатура основных характеристик, представляемых в КЛ, должна соответствовать номенклатуре характеристик этой продукции, регламентированной государственными стандартами типа «Общих технических условий», а также стандартами Системы показателей качества продукции (СПКГТ). Каждая характеристика сопровождается единицей измерения и натуральным ее значением или диапазоном натуральных значений.

Стандарты организаций (приложение 1, ст. 17) и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Следует обратить внимание, что о документах со статусом отраслевой стандарт (ОСТ) в ФЗ РФ «О техническом регулировании» нет упоминания и это не случайно.

Как отмечает в своей статье с.н.с. ВНИИС Е.Сорокин, согласно ГОСТ Р

1.4-93 (п.3.10) стандарты отрасли были обязательны только для предприятий, подведомственных государственному органу управления, принявшему эти стандарты. Упразднение этих документов началось задолго до применения ФЗ РФ «О техническом регулировании», еще в 1998г. К настоящему моменту их осталось порядка 12 тыс., тогда как 10 лет назад их было свыше 40 тыс.

Логично предполагать, что в дальнейшем требования отраслевых стандартов должны аккумулироваться в национальных стандартах или же в стандартах предприятий.

Стандарты отраслей (ОСТ) – разрабатываются и принимаются государственными органами управления (министерством или ведомством) в пределах их компетенции применительно к продукции, разработкам и услугам отраслевого значения в случаях, когда на объект стандартизации нет государственного стандарта РФ, или нет необходимости установления более высоких требований.

Требования стандартов отраслей не должны противоречить обязательным требованиям ТР, ГОСТ Р. Ответственность за их нарушение несут принявшие ОСТы государственные органы управления.

Обозначение ОСТ состоит из: индекса – ОСТ; условного обозначения министерства (ведомства). Условное обозначение министерства (ведомства) представляет собой двухзначную арабскую цифру; регистрационного номера, присвоенного в порядке, установленном в министерстве по согласованию с Госстандартом России, отделенных тире 2-х последних цифр года утверждения. Например, ОСТ 49-161-80 Кровь пищевая. Продукты из пищевой крови.

Стандарты предприятий (СТП) – это локальный, нормативно-правовой акт, разрабатываются на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, услуги, процессы. Предназначены для обеспечения организации производства и регулирования взаимоотношений внутри предприятия. На готовую продукцию не распространяются. СТП не должны противоречить обязательным требованиям стандартов (регламентов).

Однако требования СТП подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на производство и поставку продукции, на выполнение работ (услуг) сделана ссылка на эти стандарты.

Утверждается СТП администрацией предприятия самостоятельно. Обозначение стандарта состоит из: индекса –СТП; регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном на предприятии (объединении предприятий); отделенных тире 2-х последних цифр года утверждения.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ (СТО) разрабатываются, утверждаются и применяются внутри этих обществ и предназначены для динамичного отражения и распространения полученных результатов исследований и разработок в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

Обозначение стандарта состоит из: индекса –СТО; сокращенного наименования (аббревиатуры) научно-технического общества; регистрационного номера, который присваивается обществом в установленном им порядке по согласованию с Госстандартом; отделенных тире 2-х последних цифр года утверждения.