Гарантийный... Возврат Порядок

Разложение политической системы тоталитаризма. Изменение политической системы ссср в период оттепели Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций

1. Смерть И.В. Сталина и борьба за власть. «Дело Берия». Начало либерализации режима.

2. Поиск путей десталинизации и демократизации советского общества. Осуждение XX съездом КПСС культа личности Сталина, его ограниченный характер.

3. Попытки хозяйственных реформ (1953 – 1964 гг.), причины их неудачи.

4. Социальная политика в середине 50-х – середине 60-х гг. XX в. (повышение заработной платы, пенсионная система, жилищное строительство и др.).

5. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. Карибский кризис.

Термины: «оттепель», волюнтаризм, десталинизация, Карибский кризис, культ личности, либерализация, научно-техническая революция, научно-технический прогресс, политика «мирного сосуществования», реабилитация, харизматическая личность.

Исторические деятели: Л.П. Берия, Л.И. Брежнев, К.Е. Ворошилов, М.В. Келдыш, А.Н. Косыгин, Г.М. Маленков, А.И. Микоян, А.Д. Сахаров, Н.С. Хрущев, А.Н. Шелепин.

И.Б. Тито, Д. Кеннеди, Шарль де Голль, Д. Эйзенхауэр, Мао Цзедун, Д. Неру, Г. Насер, Ф. Кастро.

Сентябрь 1953 г. – избрание Хрущева первым секретарем ЦК.

8 февраля 1955 г. – отставка Г. Маленкова с поста главы правительства. Назначение Председателем Совмина Н. Булганина.

Сентябрь 1955 г. – установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ.

Декабрь 1956 г. – секретное письмо ЦК КПСС партийным организациям о борьбе с «антисоветскими враждебными вылазками».

Октябрь – ноябрь 1956 г. – подавление выступлений в Венгрии.

1957 г. – всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

Июнь 1962 г. – массовые выступления рабочих в Новочеркасске и их подавление.

Октябрь 1962 г. – Карибский кризис.

5 августа 1963 г. – заключение Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

14 октября 1964 г. – отставка Хрущева с партийных и государственных постов. Избрание первым секретарем ЦК Л.И. Брежнева.

Карта: хозяйственные реформы 1953 – 1964 гг., внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.; Карибский кризис.

Основные документы эпохи: Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»; Постановление ЦК КПСС «О преодолении последствий культа личности Сталина» (30 июня 1956 г.); Программа КПСС (октябрь 1961 г.); Проект Конституции СССР (1962 – 1964 гг.); Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (5 августа 1963 г.); письмо А.Д. Сахарова Н.С. Хрущеву с призывом прекратить испытания термоядерного оружия (декабрь 1958 г.).

Вопросы для самопроверки изученного материала:

Чем можно объяснить необходимость всестороннего реформирования советского общества после смерти Сталина?

Какие группы в высшем руководстве страны были представлены к моменту смерти Сталина? Какая из них получила ключевые посты? Чем это можно объяснить?

Какие существовали подходы к реформированию экономики страны в 1953 г.? Кто их представлял?

Чем Вы могли бы объяснить начавшуюся «оттепель» в духовной и политической жизни страны?

Как Вы могли бы оценить кампанию критики Сталина, развернувшуюся после XX съезда КПСС? Какие пределы в этой критике существовали и кем они были определены?

Чем Вы можете объяснить непрерывные реформы и реорганизации в области управления народным хозяйством во второй половине 50-х гг.? Какие результаты они имели для экономического роста страны?

Как Вы могли бы охарактеризовать основные тенденции развития КПСС и общественных организаций в 1953 – 1964 гг.?

Какие теоретические выводы и установки конца 50-х – начала 60-х гг. привели к серьезным коррективам курса экономического и политического развития СССР? Чем это можно объяснить? К каким результатам они привели?

Какие социальные достижения «великого десятилетия» представляются Вам наиболее значимыми? На чем они были основаны?

Какие достижения отечественной науки и техники 50-х – начала 60-х гг. XX в. Вам представляются наиболее значимыми?

Задачи и упражнения:

2. Выявите и проанализируйте причины непоследовательности и противоречивости реформ, проведенных в стране в 1953 – 1964 гг.

3. Дайте общую оценку внешней политики СССР в эти годы. Чем она отличается от внешней политики 1945 – 1953 гг.? Почему?

Обязательная литература:

XX съезд КПСС и его историческая реальность. М.. 1991.

Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.

Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

Венгрия 1956 года: Очерки истории кризиса. М., 1993.

Зубкова Е.Н. Общество и реформы. 1945 – 1964 гг. М., 1993.

Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 – 1965 гг. // Страницы истории советского общества. М., 1989.

Медведев Р. Хрущев: политическая биография. М., 1986.

Свет и тени «великого десятилетия». Н.С. Хрущев и его время. Л., 1991.

Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях: Доклад на XX съезде // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.

Дополнительная литература:

Аджубей А. Те десять лет (1954 – 1964: из воспоминаний) // Знамя. 1988. № 6.

Аксенов Ю.С. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти // Вопросы истории КПСС. 1990. № 11.

Берия: конец карьеры. М., 1990.

Краткое пособие по истории России. М., 1993.

Кутузов В.А. Так называемое «Ленинградское дело» // Вопросы истории КПСС. 1989. № 3.

Наше Отечество. Опыт политической истории. М., 1991. Т. 2.

О преодолении культа личности и его последствий: Постановление ЦК КПСС, 30 июня 1956 г. // КПСС в резолюциях… Т. 9. С. 111 – 130.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

Л. Берия

Г. Маленков: человек, политик, лидер страны.

Н. Хрущев глазами современников и историков.

Экономический курс Хрущева.

Экономическая альтернатива Маленкова.

Советская космическая программа.

- «Оттепель» в литературе и искусстве.

Духовный мир советского человека в 1953 – 1964 гг.

Повседневный быт советского человека (рабочего, крестьянина, интеллигента, военного) в годы «великого десятилетия».

Вопросы для дискуссии:

Политические альтернативы 1953 г.

Освоение целины: достижения и проблемы.

Альтернативы социально-экономического развития СССР в 1953 – 1964 гг.

Феномен «оттепели» в общественно-политической и духовной жизни СССР в 1953 – 1964 гг.

Устная история

1. Ознакомьтесь с романом Дж. Оруэлла «1984».

2. На основании полученной информации сформулируйте и составьте перечень основных методов политической технологии, при помощи которой тоталитарное государство подчиняет личность и общество, снабдите их примерами из книги.

3. Ознакомьте своих родителей (а лучше – бабушек и дедушек)
с составленным Вами перечнем и попросите их:

· привести примеры действия подобных методов в СССР;

· по возможности дополнить перечень методов, приведенных
в книге Оруэлла теми, которых у Оруэлла не было, а в политической практике СССР были.

4. Составьте план установления тоталитарного режима в современной России.

РАЗДЕЛ V. Разложение советского общества
1953-1993 гг.:

(три этапа номенклатурного реванша)

I. Разложение политической системы тоталитаризма

II. Кризис командно-административной системы в экономике

ТЕМА XI. Советская система в 1953-64 гг.: НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ

56. Послевоенное восстановление: экономика

Кратко охарактеризуйте процесс восстановления народного хозяйства по следующим позициям:

1. Сроки восстановления народного хозяйства.

2. Приоритеты восстановления народного хозяйства.

3. Источники восстановления народного хозяйства:

a). налоги на крестьян;

b). денежная конфискационная реформа;

c). размещение государственных займов среди населения;

d). репарации.

Дайте обобщенную характеристику стратегии послевоенного экономического восстановления.

57. Послевоенное восстановление: внутриполитическая стабилизация

Ответьте, на решение каких послевоенных политических проблем были направлены следующие мероприятия:

1. Ленинградское дело.

2. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Москва и «Ленинград».

3. Кампания против «безродного космополитизма» и «дело врачей».

4. Внедрение великодержавной идеологии.

I. Напишите тезисы, раскрывающие тему по предложенному плану:

1. Исходная ситуация. Расстановка социально-политических сил
к марту 1953 года:

1. верховная власть до 1953 г.: «вождь» и его роль в советском обществе;

2. «Номенклатура» до 1953 г.: основные слои, их статус, интересы и ресурсы;

3. «Народ» до 1953 г.: основные социальные слои и степень их политического влияния;

4. Основное противоречие (между кем и кем?) в политической системе к 1953 г.

2. Кризис системы: смерть вождя. Проблема «заполнения вакуума власти» (1953–1956).

1). Хрущев и Берия как кандидаты на место вождя: стратегии захвата власти.

2). Почему стратегия Хрущева оказалась наиболее эффективной?

3. «Заполнение вакуума власти» после смерти «вождя» и изменение
в расстановке сил к 1956 г.



1). Верховная власть после 1956 г.: «вождь» и изменение его роли в советском обществе;

2). «Номенклатура» после 1956 г.: основные слои, изменение их статуса, интересов и ресурсов;

3). «Народ» после 1956 г.: основные социальные слои и степень их политического влияния.

4). Противоречие в политической системе после 1956 г.

4. Основные внутриполитические мероприятия 1956–1964 гг. дать анализ по следующему плану:

Мероприятие (рассматриваются в хронологической последовательности)

2). Цель (на решение каких проблем (противоречий) было направлено);

3). В чьих интересах проводилось, против кого направлено;

4). Результат (какие проблемы решило, какие нет, какие создало)

5. Заключение: эволюция политического режима в 1953–1964 гг.: основная тенденция развития и основное противоречие к 1964 г.

II. Ниже приведен ряд взаимосвязанных суждений (посылок), из которых Вам необходимо сделать вывод.

1. Номенклатура – это главная опора тоталитарного режима, созданного Сталиным.

2. Номенклатура (в лице Политбюро и Пленумов ЦК КПСС) была основным фактором (инициатором) прекращения репрессий после смерти Сталина.

3. Прекращение репрессий – это причина кризиса тоталитарного режима в СССР, созданного Сталиным.

Если признать эти положения (посылки) верными, то какой из всех них следует окончательный вывод?

Одним из таких резких решений был ХХ съезд партии и его выступление на нем. Вспомним, что уже с 1954-1955 гг. шла ликвидация ГУЛАГа, амнистия политических заключенных, реабилитация невинно репрессированных в 1930-1940 гг., но каких-либо публичных объяснений этим процессам пока еще не было. И вот в феврале 1956 г. в Москве собирается ХХ съезд партии , на котором говорили о развитии социальной сферы, о мирном сосуществовании во внешней политике вместо холодной войны (рис. 2).

Рис. 2. Выступление Хрущева на ХХ съезде партии КПСС ()

Но ключевым было выступление Хрущева с докладом о культе личности Сталина и его последствиях. В последующие годы вокруг этого доклада сложится атмосфера секретности, например, сам текст доклада будет опубликован только через 30 лет. Со слов Хрущева известно, что в партии сложилась сильная группировка Каганович-Молотов-Маленков, соратников Сталина, которые выступали против доклада.

Основные идеи доклада сводились к тому, что, во-первых, в стране сложился культ Сталина , поэтому с 1930-х гг. все успехи и победы ассоциировались с именем вождя, а во-вторых, проводились массовые репрессии , которые были незаконными и в результате которых пострадали миллионы невинных людей. Ни о каком тоталитарном режиме и диктатуре слов не было, более того, в докладе прозвучала мысль о том, что это случайность, что идеи социализма и коммунизма не пострадали и наша задача - вернуться к заветам Ленина. Для многих присутствующих в зале доклад Хрущева стал шокирующим. Он развеивал культ личности Сталина. Теперь оказалось, что этот человек, который был ответственен за успехи в индустриализации, разгром фашистской Германии, быстрое восстановление хозяйства, руководил неправильно, вдобавок совершая страшные преступления. Впоследствии доклад окажет огромное влияние как на жизнь нашей страны, так и на жизнь наших союзников.

Последствия доклада : десталинизация и демократизация общества, возвращение к интересу жизни, продолжение амнистии и реабилитации невинно пострадавших жертв репрессий. Этот доклад привел и к расколу в верхах партии: кто-то согласился, а кто-то остался при своем мнении.

Неоднозначную роль сыграл этот доклад и на международной арене: некоторые коммунистические страны были возмущены, а некоторые считали, что нельзя так относиться к прошлому, каким бы оно ни было. Этот съезд и доклад, а также личность Хрущева, показали ту противоречивость, которая будет присутствовать в нашей политической жизни в ближайшие 8 лет.

Десталинизация проходила активно. По всей стране убирали портреты Сталина, переименовали многие города и улицы (рис. 3).

Рис. 3. Десталинизация ()

В книгах по истории нельзя было упоминать фамилию Сталин. Сталина обвиняли в недемократических методах правления. В конце 1960-х сформировался маленький культ Хрущева, что позже было названо не культом личности, а волюнтаризмом .

Народ получил некоторую политическую свободу : можно было критиковать власть, но не верхушку. Сама политическая система осталась без изменений. Появившиеся немногие свободы касались только строго определенных проблем. Так, можно было критиковать Сталина, но нельзя было критиковать коммунистическую идеологию и Ленина.

В последние годы правления Сталина съезды партии почти не собирались. При этом партийные люди оставались коммунистами и фактически были государственными чиновниками. В период же оттепели получалось, что партийные чиновники получали больше власти. Начинает развиваться та система, которая в последующие годы приведет к чудовищной бюрократизации общества. Рядом с партийными чиновниками оказываются чиновники государственные, что приводит к тому, что больше власти сосредотачивается у партийных деятелей. Многие товарищи Хрущева не простили ему и выступления на съезде, и последствия политических реформ. Несмотря на отмену массовых репрессий, аресты и расстрелы продолжались. В 1957 г. Молотов, Маленков, Каганович предприняли попытку убрать Хрущева , но последний их переиграл. Хрущев согласился на отставку, но попросил провести её демократическим путем - на пленуме партии. За несколько часов до заседания Хрущев заручился поддержкой армии, которую возглавлял Г.К. Жуков (рис. 4),

Рис. 4. Г. К. Жуков ()

и КГБ, которым руководил И.А. Серов (рис. 5).

Рис. 5. И.А. Серов ()

И на пленуме вместо того, чтобы свергать Хрущева, стали обсуждать т. н. антипартийную группу , которая выступила против правящей партии и её курса (рис. 6).

Рис. 6. Титульный лист «Постановления Пленума ЦК КПСС об антипартийной группе» (1957 г.) ()

В результате этого Молотов, Каганович, Маленков, Шепилов и некоторые другие партийные деятели были исключены из ЦК. Хрущев странно отблагодарил тех, кто его поддержал: вскоре были сняты и Жуков, и Серов. Расплата за это наступит достаточно скоро. В 1964 г. состоялся очередной заговор и переворот. Новое поколение партийных чиновников - Брежнев (рис. 7), Суслов, Косыгин, Семичастный - это те люди, которые были недовольны политикой Хрущева и провели успешный заговор против лидера .

Рис. 7. Л.И. Брежнев ()

Хрущев пообещал партийным чиновникам, что репрессий не будет, и дал некоторые свободы. Но уже в начале 1960-х гг. эти свободы постепенно свернули, чиновники стали зависимыми от своего вождя и оказались под угрозой. Сыграли свою роль и те кризисы, которые начали проявляться в экономике СССР, а также события в Новочеркасске , где в 1962 г. была расстреляна рабочая демонстрация (рис. 8).

Рис. 8. Камень памяти на месте трагедии в Новочеркасске ()

Люди собрались протестовать против повышения цен, за что поплатились жизнью. Такого массового и открытого события не было с января 1905 г., когда произошло Кровавое воскресенье. Период оттепели в политической жизни был противоречивым и черно-белым, как памятник на могиле Хрущева (рис. 9).

Рис. 9. Памятник на могиле Н.С. Хрущева ()

Домашнее задание для закрепления темы о политической оттепели в СССР:

  1. Подготовьте доклад о биографии Хрущева.
  2. Расскажите об основных реформах и политических изменениях в период Хрущевской оттепели.
  3. Напишите сочинение-размышление на тему: «Ошибки правления и причины падения Хрущева».

Список литературы

  1. История. Россия в ХХ - начале ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / А.А. Данилов. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.: ил.
  2. История России: 9 кл.: учеб. для учащ. общеобразов. учрежд. / В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.: ил.
  3. История России. ХХ - начало ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П. Ненароков, А.Т. Степанищев. - М.: Дрофа, 2010. - 318, с.: ил.
  1. Husain-off.ru ().
  2. Revolution.allbest.ru ().
  3. Storyo.ru ().
  4. Studfiles.ru ().

5 марта 1953г. – умер И.Сталин.
Поразмышляйте над высказыванием:
У.Черчилль «Сталин принял Россию лапотной,
а оставил с атомным оружием»

Похороны И.В.Сталина. На улицах Москвы

С марта 1953г. – по март 1958г - развернулась
борьба за власть, в результате которой победу
одержал Н.Хрущев (1-й секретарь ЦК КПСС)

1.Разоблачение «культа личности» и реабилитация

1953г. – первая массовая амнистия
Реабилитированы жертвы «ленинградского дела»,
«дела врачей».
Февраль 1956г. – ХХ съезд КПСС – критика
беззаконий сталинского режима.
Н.Хрущев: «Эти вопросы созрели, их нужно было
поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы
другие. И это было бы гибелью для руководства,
которое не прислушалось к велению времени»

Осуждались «переломы»
Критика «культа личности» (осуществлялась не
публично, а лишь в узких партийных кругах)
Политическую ответственность за все жертвы и
лишения власть на себя не взяла

1956-1961г. – реабилитировано около 700 тыс.
человек, часть из них – посмертно
Пересмотрено уголовное законодательство,
прошла реорганизация лагерей, улучшены
условия содержания заключенных
Упразднено понятие «враг народа»

Из воспоминаний Н.Хрущева
«…Самое главное – все мы, весь народ, и те, кто
был там, за проволокой, и те, кто трясся от
страха здесь, по другую сторону проволоки, все
мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это
теперь так просто у народа не отнять…»

2.Реорганизация государственных органов и партийных организаций

Расширены права союзных республик
1957г. – реформированы отраслевые
министерства – преобразованы в Советы
Народного Хозяйства
Принят новый Устав КПСС

В 1962-1964гг. – велась разработка новой
Конституции СССР - «государство диктатуры
пролетариата должно превратиться в
общенародное, допускалась частная
собственность» – такие проекты устраивали
далеко не всех

Из воспоминаний В.Молотова

Критикую общенародное государство… Не
может государство выражать интересы и
рабочего класса и колхозного крестьянства, и
интеллигенции..Среди интеллигенции немало
бывших классовых противников, они не могут
за диктатуру пролетариата бороться…»

1964г. – Н.Хрущев был обвинен в волюнтаризме
и субъективизме и отстранен от занимаемой
должности
Волюнтаризм – политика, не считающаяся с
объективными законами, реальными
условиями и возможностями

Список использованных источников

А)активные ссылки на страницы материалов в интернете
Статья: Похороны Сталина: кровавая давка
http://www.allkriminal.ru/archives/417
Статья: Никита Сергеевич Хрущев:
http://www.bibliotekar.ru/polk-22/index.htm
Б)активные ссылки на использованные изображения
Изображение: Похороны Сталина
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0
%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD
%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B
8%D0%BD%D0%B0&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fi
mg11.nnm.ru%2F4%2Fc%2F6%2F1%2Fb%2F8c8f67e14c8e
292bfbab7c83c45.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=18&nojs=1

Изображение: Н.С.Хрущев
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&text=
%D1%85%D1%80%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B2&no
reask=1&img_url=http%3A%2F%2Frusmir.in.ua%2Fuploads%
2Fposts%2F200911%2F1258626138_xrushhev.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=1

Конспект открытого урока в 9 классе по теме:

« Изменение политической системы.1953-1964»

Учитель истории и обществознания Рамазанова О.А.

Дата проведения: 08.04.2011г.

Цели: оценить расстановку сил в окружении Сталина после его смерти, проанализировать альтернативы развития, открывавшиеся перед страной в марте 1953 года; охарактеризовать этапы борьбы за власть и первые шаги Н.С. Хрущева по реорганизации государственных, партийных органов, его первые политические

преобразования; объяснить причины быстрого отстранения Хрущева от власти.

Тип урока: урок-рассуждение, урок-анализ.

Технология проблемного обучения.

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя.

5 марта 1953 года умер И.В. Сталин... «Первые месяцы после смерти Сталина были полны тревожного ожидания. Зловеще прозвучали в ушах произнесенные Берией на траурном митинге с Мавзолея рефреном повторяемые слова: «Кто не слеп, тот не видит...» Но первые речи Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова и других руководителей уже несли с собой какие-то элементы новизны. Стали говорить о народе, его нуждах, о том, что целью социализма не может быть индустриальный рост, о продовольствии, о жилищной проблеме, о прощении тех, кто оказался в плену. Словом, повеяло ветерком перемен», - напишет Ф. Бурлуцкий. (После Сталина: Заметки о политической оттепели.// «Новый мир», 1988, № 10, с. 156)

Но какие они будут, эти перемены?

1. Варианты послесталинского развития.

Итак, Сталин не оставил прямых указаний «о наследнике». На октябрьском (1952 год) Пленуме ЦК Сталин дал понять, что не хотел бы видеть в числе претендентов Молотова и Микояна. Другие «старейшие соратники «вождя» - Каганович и Ворошилов - давно уже отошли на второй план. После войны заметно окрепли позиции Маленкова, Берии и Хрущева. Маленков наследовал после Сталина пост Председателя Совета Министров СССР, Берия возглавил объединенное министерство внутренних дел и государственной безопасности. Хрущев взял на себя руководство Секретариатом ЦК КПСС

От чего же зависел путь развития? (От соотношения сил в высшем слое партийно-государственного руководства.)

Таким образом, начавшаяся борьба за власть среди наследников продлится вплоть до весны 1958 года и пройдет несколько этапов.

1. Этапы борьбы за власть после смерти И. В. Сталина.

Задание. Класс делится на три пары.

Работая с п. 1 § 40, охарактеризовать этапы борьбы за власть и подвести итоги по опорным вопросам (записаны на доске).

Первая пара.

а) I этап (март-июнь 1953 г.);

б) ключевые позиции: Председатель Совмина Г.В. Маленков и JI. Берия, руководитель объединенного МВД;

в} мероприятия:

Первая кампания по осуждению культа личности (имя Сталина реже стало упоминаться в печати, прекратился выпуск его собрания сочинений);

Предложение Берии и Маленкова о перераспределении властных полномочий от ЦК партии соответствующим государственным структурам;

Амнистия заключенных (1,2 млн. человек);

Меры по корректировке национальной политики;

Реорганизация МВД;

Реабилитация «врагов-вредителей»; г) итоги: партаппарат отреагировал на попытки ограничить партийное

руководство страной.

Заговор во главе с Н.С. Хрущевым против Берии.

26 июня 1953 года Берия был арестован и вскоре расстрелян. Из всех «дворцовых переворотов» послесталинской поры дело Берии является самымзагадочным. Документально зафиксирован только июльский (1953 г.) Пленум ЦК, на котором дело Берии подверглось внутрипартийному разбирательству.

В. Бережков напишет: «В секретном письме ЦК по «делу Берии», которое зачитывали на закрытых собраниях членам партии, сообщалось, что Берия хотел вывести советские войска из Австрии и нормализовать отношения с Югославией, тайно послав к Тито своего эмиссара. Тогда, в 1953 году, все это изображалось как страшная крамола, приверженцы которой заслуживали смертной казни».

Но уже в 1955 году с Австрией был подписан государственный договор, и оттуда ушли все иностранные войска, включая и советские. В 1955 году Хрущев отправился к Тито и заявил, что спровоцированный Сталиным разрыв с Югославией был ошибкой.

Поэтому сегодня многое из того, в чем, по слухам, обвиняли Берию, звучит по-другому.

Ясно одно, больше всех от падения Берии выиграл Н. Хрущев. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. И первое указание - укрепить партийное руководство.

Вторая пара.

б) ключевые позиции: на вершине власти оказались Г. Маленков и

Н.С. Хрущев;

в) мероприятия:

В декабре 1954 г. по инициативе Хрущева состоялся процесс над высшими руководителями МГБ, виновными в «ленинградском деле», что скомпрометировало Маленкова;

Прекратились массовые репрессии;

Появились первые критические статьи о необходимости развития демократии;

г) итоги: в феврале 1955 г. Маленков был снят с поста главы правительства и назначен министром электростанций.

2. Первые политические шаги Н.С. Хрущева.

Проблемное задание.

Прочитайте отзывы современников о Хрущеве на с. 266 учебника и п. 2, 3 § 40 учебника.

Какие примеры свидетельствуют о непоследовательности и ограниченности политических преобразований, начатых Хрущевым? Скульптор Эрнст Неизвестный автор надгробия Хрущеву на Новодевичьем кладбище - изобразил его гак: бронзовая голова на фоне белого и черного мрамора. Подумайте, случайно ли это?

Проверка задания по вопросам:

Почему свою политическую деятельность Н.С. Хрущев начал с критики «культа личности»?

Что, с вашей точки зрения, положительного в работе XX съезда КПСС?

Что, с вашей точки зрения, относится к отрицательным моментам работы XX съезда КПСС?

К каким последствиям привели решения XX съезда КПСС?

Как шел процесс реабилитации? Его плюсы и минусы.

Как изменилась законодательная база карательной практики после съезда? Режим содержания заключенных?

Каким вам представляется политический портрет Н.С. Хрущева?

Чья позиция современников, оценивающих деятельность этого политического лидера, вам ближе? Почему?

  1. Реорганизация государственных, партийных и общественных организаций.

Задание.

4. Заключение

Подведение итогов выполнения задания.

Проблемный вопрос:

Разоблачение культа личности Сталина Хрущевым на XX съезде КПСС называют иногда «политической Хиросимой». Как вы думаете, почему?

Домашнее задание: § 40, вопросы.